Монополист это

(1) Юридические или физические лица, обладающие монопольным правом.

(2) юридическое или физическое лицо, обладающее монопольным правом — крупный промышленник

Делаем Карту слов лучше вместе

Здравствуйте, меня зовут Lampbot, это компьютерная программа, которая помогает создавать карты Word. Я хорошо разбираюсь в математике, но все равно не понимаю, как устроен ваш мир. Пожалуйста, помогите мне разобраться!

Спасибо! Я немного больше понимаю мир эмоций.

Вопрос: ваши внуки нейтральные, позитивные или негативные?

Ассоциации к слову «монополист&raquo

Предложения со словом «монополист&raquo

  • Затем на третий год произошел прорыв, компания стала монополистом, и почти все заказы были уникальными.

Цитаты из русской классики со словом «монополист»

  • Самым сильным конкурентом покойного в торговле была монополия К-богатого Гладилина.

Каким бывает «монополист»

Понятия, связанные со словом «монополист»

Монополия (от mono-one, cell-cell) — это рыночная структура, при которой крупная компания контролирует производство и продажу одного или нескольких продуктов, на рынке отсутствует конкуренция и действует одна компания. Она производит не имеющую аналогов и уникальную продукцию и препятствует выходу на рынок новых предприятий. Первые монополии в истории были созданы сверху по разрешению правительства, когда компания получала монополию на продажу определенного товара.

Демпинг — это продажа товаров или услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены значительно ниже рыночных, иногда даже ниже себестоимости товаров или услуг. Демпинг может осуществляться в различных целях, например, для выхода на новый рынок или создания нового рынка или устранения конкурентов.

Демпинг осуществляется правительствами и компаниями в надежде возместить текущие убытки в будущем, когда желаемое положение на рынке будет достигнуто за счет демпинга. Однако довольно часто.

Что такое монополия?

Монополия — это рыночная ситуация, когда на конкретном нишевом рынке есть только один продавец. Например, если в городе есть только одна пекарня, поставляющая хлеб во все магазины, то это монополия. Главная опасность в такой ситуации заключается в том, что компания полностью контролирует цены и не может уделять много внимания качеству из-за отсутствия конкуренции.

Термин «монополия» происходит от древнегреческих слов mono (моно — один) и sell (полюс — продажа).

Слово «монополия» имеет различные варианты употребления. Это может быть конкретная рыночная позиция, экономическая модель, модель рынка, ситуация, когда компания сама занимает монопольное положение, и ситуация, когда компания имеет монопольные права (например, из-за патентных ограничений или протекционизма) на производство конкретного продукта (в зависимости от страны).

Советуем прочитать:  Неадекватные соседи как бороться

Если компания занимает монопольное положение, это означает, что у нее нет конкурентов или доля рынка ничтожно мала. Это позволяет компаниям диктовать условия потребителям и устанавливать собственные правила на рынке.

У большинства людей термин «монополия» ассоциируется с крупными транснациональными компаниями. На практике крупные компании конкурируют честно, а небольшие компании могут представлять собой монополию. Например, если пекарня поставляет в небольшой город полный ассортимент хлебобулочных изделий, то это чистая монополия.

Признаки монополии

Все монополии разные, и каждая имеет множество особенностей, зависящих от особенностей рынка, уровня спроса, покупательной способности потребителей и других факторов. Однако можно выделить некоторые общие черты, присутствующие в каждом случае.

  • Целая отрасль представлена продукцией одного производителя.
  • Создаются специальные правовые, экономические и технические барьеры, препятствующие проникновению потенциальных конкурентов и их закреплению в определенной нише.
  • Монополии могут влиять на цены и спрос, регулируя количество производимых товаров.
  • Монополии не заинтересованы в продвижении своей продукции.
  • У клиентов нет выбора. И если им нужен товар, они покупают его у монополиста.

Причины возникновения монополии

Все коммерческие компании стремятся увеличить свою прибыль, и монополизация рынка является одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели. С экономической точки зрения, наиболее важными причинами возникновения монополии являются

  • Наличие сертификатов, лицензий, квот и других привилегий, предоставляемых правительствами (например, лицензии на спектр для мобильных операторов).
  • Правовые, финансовые, технические и другие барьеры (различные государственные гарантии), препятствующие выходу на рынок потенциальных конкурентов.
  • Наличие дорогостоящей инфраструктуры (железные дороги, линии электропередач), находящейся в собственности или под контролем компании, которую не могут построить конкуренты.
  • Размер компании делает ее бесспорным лидером рынка (поисковые системы Яндекс и Google — другие «IT-гиганты»).
  • Государства не решаются бороться с монополиями (крупные международные компании приносят пользу своим собственным странам).
  • Монопольные права на изобретения (фармацевтические компании имеют монополию на производство разработанных лекарств).
  • Затраты, которые невозможно возместить без монополизации рынка (например, метрополитен обычно убыточен или малоприбылен, поэтому конкуренция исключена).

Примеры монополий

Давайте рассмотрим некоторые известные монополии.

  • Компания «Кока-Кола». Это крупнейший в мире производитель безалкогольных напитков. Как правило, монополии не нуждаются в рекламе. Однако в данном случае все наоборот. Компания сохраняет свое лидерство на рынке благодаря крупным инвестициям в маркетинг. Одна из целей рекламной кампании — сделать так, чтобы Рождество и Новый год ассоциировались у всех с Coca-Cola.
  • Microsoft. Мировой лидер в области программного обеспечения. Поскольку большинство персональных компьютеров работают под управлением операционной системы Microsoft Windows, можно сказать, что компания доминирует в этом сегменте рынка.
  • ПАО «Газпром». На долю энергетической компании приходится 68% добычи природного газа в России и 12% мировой добычи природного газа; она обладает самой протяженной в мире системой транспортировки природного газа — более 175 000 км.
  • Российские железные дороги. Почти во всем мире железнодорожная отрасль принадлежит монополиям. Основная причина этого — очень дорогая инфраструктура, которая создавалась десятилетиями. Около 80% всех грузовых перевозок и более 40% пассажирских перевозок в России осуществляется РЖД.
Советуем прочитать:  Документы на социальную стипендию

Вред от существования монополий

Когда рынок монополизирован, всегда страдают потребители. Это выражается в следующих аспектах

  • Завышение цен. Будучи монополистом, компания сама определяет норму прибыли, которую она устанавливает. Часто цена продукта в десятки раз превышает финансово обоснованные затраты.
  • Недооцененное качество. Если конкуренции нет, а потребители нуждаются в продукте, компания может пойти на снижение качества, чтобы увеличить свою прибыль.
  • Искусственный дефицит. Это еще один способ получения сверхприбыли, помимо того, что он позволяет фирме обосновать более высокие цены.

Рыночные монополии оказывают негативное влияние на экономический рост и технологический прогресс. Классический пример — монополия Intel на компьютерные процессоры, которая завела отрасль в тупик; прогресс многократно ускорился после возвращения на рынок компании AMD и создания серьезной конкуренции.

Способы борьбы с монополиями

Основным средством борьбы с рыночными монополиями является антимонопольная политика, за которой следует современное верховенство закона. Это система мер, направленных на изоляцию экономики и борьбу с нечестными методами конкуренции. Традиционно все антимонопольные законы можно разделить на две группы: финансовые и административные.

  • Они поощряют производство аналоговых и
  • Поддержка МСП (льготы, субсидии, кредиты доступности); и
  • Создание специальных экономических зон для развития бизнеса; и
  • Привлечение иностранных инвестиций.
  • Запрет картелей и других искусственных монополий; и
  • Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Появление и развитие монополизма

Монополия — что это такое и чем опасно это явление? Цель завоевания рынка и получения максимально возможной прибыли — естественное явление в бизнесе. Первые образования такого типа появились еще в древние времена, когда владыки городов и стран сосредоточили в своих руках производство определенных товаров. В императорской России право на производство алкогольных напитков принадлежало исключительно государству (читай: его руководителям).

Советуем прочитать:  Автобиография пример

А у китайцев была своя технология изготовления шелка и фарфора — никто не мог предложить эквивалент.

На данный момент ничего существенно не изменилось. Монополии могут быть созданы искусственно или образованы естественным путем. В этом случае чрезмерная концентрация рынка в руках одной группы признается недобросовестной конкуренцией.

На практике повлиять на состояние экономики не так-то просто, поскольку для изменения состояния экономики требуются огромные суммы денег.

Олигополия

Олигополия — это рыночная ситуация, при которой ограниченное число участников имеет право добывать ресурсы, перерабатывать их, производить товары или оказывать услуги. Типичным примером является конкуренция между двумя или тремя компаниями в производстве пассажирских самолетов или космических аппаратов.

Монополизация рынков в России

Перечень отраслей, которым разрешено сосредоточить основную часть прибыли в руках участников, можно найти в Федеральном законе № 147 от 17 августа 1995 года «О физиках…». Эти области подлежат строгому государственному регулированию путем установления предельных цен. Отсутствие конкуренции негативно сказывается на отрасли.

Характерен пример российских железных дорог.

Все другие признаки монополии преследуются государственными органами и не допускаются. Антимонопольные органы отслеживают степень концентрации рынка в руках одного игрока и степень сговора между крупными производителями товаров или поставщиками услуг.

За первые шесть месяцев 2016 года только в Воронежской области антимонопольная служба привлекла нарушителей к ответственности за 12 нарушений закона (речь идет об использовании доминирующего положения в ЖКХ, энергетических компаниях), общая сумма штрафов составила 180 млн рублей.

Основные монопольные отрасли в РФ:

  1. Центральное водоснабжение и водоотведение (ОАО «Мосводоканал», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»),.
  2. топливно-энергетические комплексы (ОАО «Газпром», ОАО «Мосгаз» и др.); и
  3. Железнодорожный транспорт (ОАО «РЖД»),.
  4. аэропортовые службы (ОАО «Аэропорт Внуково», ОАО «МАШ»),…
  5. Порты, терминалы, внутренние водные пути.
  6. государственные почтовые и телекоммуникационные услуги (Почта России, Московская городская телефонная сеть и т.д.); и
  7. Захоронение радиоактивных отходов (ФГУП «Национальный оператор по обращению с отходами»).

Игра «Монополия»

Знаменитые веселые игры для детей и взрослых помогают испытать удовольствие от такой экономической модели. Тактическая игра, в которой участники «покупают предприятия», модернизируют их и взимают плату за проезд по своей территории, наглядно иллюстрирует риски монополизации рынка. Самые умные, самые расчетливые и самые успешные бизнесмены доминируют на всей игровой доске и гордо выходят в конце.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector